Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Феерично!

Я всё понимаю: с глупостью сами боги бороться бессильны. Кроме того, глупость - если она не совсем настоящая или управляется умным кукловодом - бывает полезна (благодаря "глупенькой" Псаки, над которой не посмеялись только самые ленивые, госдеп приличное время и без всяких последствий уходил от весьма острых вопросов) - и тут лучшая политика - игнорировать.
Но такое грандиозное произведение просто грех упустить:
Стало известно, что Кремль скрывал "падением" лже-Боинга в Ростове
Collapse )

Видео я вставлять уже не стал - любители могут сами пройтись по ссылке.

Ребяты! Это же КЛАССИКА:
Collapse )

Ну, за классику!

Поравалильщикам посвящается

В интернете вообще и в ЖЖ в частности необычайное распространение получил лозунг "Пора валить!". Обсуждается - куда, реже (с юморком) - кого, но главный посыл: "всё пропало, шеф!" неизменно маячит повсюду (собственно, как мне кажется, именно этот междустрочный предпанический настрой - главная цель всех подобных писанин).

Любопытно, что противники подобного подхода обычно приравнивают его к крысиному дезертирству с аварийного плавсредства - и во многом они, несомненно, правы. Но проблема в действительности куда глубже, чем боязнь неблагополучной обстановки или стремление отыскать наиболее благоприятные условия для самореализации.

Вот, например, несколько отрывков из широко (некогда) известной повести Азимова "Профессия", опубликованной в конце вполне благополучных 60-х годов ХХ века:

Collapse )

К главной теме повести эти специфические рассуждения особого отношения не имеют, но, тем не менее, по своему они весьма показательны: герои повести - патриоты: они "болеют" за своих, они уважают планету, как место обитания и труда своих предков, они осознают невозможность всеобщего переселения на более благополучные миры... Но - при малейшей возможности - без всяких сожалений рванут к мечте "класса А" под одобрительные апплодисменты и завистливые взгляды окружающих. Опять же - интересны нюансы: здесь все - не авантюристы с мечтой об удаче, не буржуины, одержимые жаждой наживы, не конкистадоры в погоне за "лёгким" золотом - специалисты может и не в самом лучшем понимании этого слова, но явные работяги. Но, в то же время, они легко не только покинут Землю - продадут не задумываясь, как главный герой в разговоре с новианином (хотя положение у него совсем не критическое - уж жизни ничего не угрожает). И - не смотря на всё трудолюбие - имеющаяся обстановка воспринимается с абсолютной покорностью - попытка сделать из Земли тот же пресловутый "класс А" не только не предпринимается - она даже не рассматривается не только как предположение, но и даже как мечта.

Сам Азимов причины столь странного (впрочем - для многих современников уже, похоже, вполне естественного) несоответствия никак не объясняет. А между тем, оно объясняется довольно просто - индивидуализм (на общественном уровне), личный успех (на семейном и дружеском), эгоизм (на индивидуальном). В каком-то смысле общества как такового в четырёхтысячелетнем будущем просто нет - есть общежитие, колония как у губок или кораллов, где каждый занят только и исключительно собой. Определённые общественные отношения, конечно, имеются: законы и контролирующие их органы, система образования и межпланетного общения и т.п. - но это, опять же, просто правила, регулирующие совместное сосуществование - и только - они не являются структурообразующими.

Как антитезу не могу не указать выкладки моего любимого писателя-философа Ивана Антоновича Ефремова:

Collapse )

В заключение: я вовсе не собираюсь переубеждать кого-либо что в перспективности коллективизма, что в обязательности "где родился - там и пригодился" - это как раз каждый должен решить для себя сам. Но для не "поравалильщиков" хочется сказать: есть понятия, которые "под одной крышей" не уживутся никогда. Так человек, для которого личный успех является абсолютным приоритетом, никогда не станет до конца последовательным патриотом. И - наоборот - людям, которые привыкли постоянно учитывать присутствие и интересы других людей, без толку проповедовать идеи типа "умри ты сегодня, а я - завтра".
А жизнь на всё уж даст ответ по своему сама.

P.S. Для тех, кто ниасилилмногабукаф:

О труде

И не просто о работе, а как одной из опор жизни, можно и писать, и говорить очень много и очень по-разному. Можно - с недоумением и презрением - как непременном атрибуте неудачника. Или - с "великосветским" гонором вовсе его не замечать. Можно - как прораб из знаменитой комедии Гайдая: вроде и слова все верные, но когда в куче и "бороздящие космические корабли", и "труженики балета", и "работа - не волк" - выходит просто дежурная агитка.
А вот у двух хороших людей написаны две замечательные вещи, как будто ведущие между собой разговор. Позиции преимущественно сходны, но где-то и отличны, но даже и по этим отличиям не спорящие до крика, а скорее дополняющие друг друга.

Collapse )
и
Collapse )

Удивительное совпадение - как цепь протянутая из прошлого в будущее, отражающая важность чего-то основного, вне времени и обстаятельств.

Карась-идеалист

"Полезно вспомнить в час рассвета слова забытого поэта".
Всё-таки стало быть есть в нашей реальности что-то одинаковое с более-чем-вековой давностью (и отсутствовашей в промежуточный советский период), раз схожие проблемы мы решаем сходными путями. Перечитывая Салтыкова-Щедрина, не раз ловил себя на мысли, что если чуток обновить (пардон - апгрейдить) антураж - получится вполне актуально. Вот и эта вещь - прямо как из интернет-дискуссий.

Collapse )

Ама.

Оригинал взят у edward_210 в Ама.


Ама
- профессиональные ныряльщицы. Едва ли в Японии можно найти человека, не знающего, кто такая ама, и в то же время мало кто может похвастаться непосредственным знакомством с людьми этой странной для нынешнего цивилизованного времени и небезопасной профессии. Ведь ама живут своими замкнутыми общинами в маленьких прибрежных поселках, редко посещаемых туристами. Скорее иностранцы, для которых время от времени организуют туры знакомства с японской национальной экзотикой, могут рассказать о встречах с легендарными японскими ныряльщицами. Первые упоминания о японских ама можно обнаружить в китайских хрониках, относящихся к концу III в. до н.э. Их автор, побывавший вместе с моряками в одной из рыболовецких деревушек на острове Кюсю, описывает странных, с его точки зрения, людей, добывавших себе пропитание, ныряя в глубины за морскими животными, моллюсками, съедобными водорослями. Особо китайский путешественник отмечает, что тела ныряльщиков богато изукрашены татуировкой, призванной защитить людей от злых духов глубин. Китайцев поражало почти сверхъестественное мастерство ама, нырявших на несколько десятков метров с острогой и умудрявшихся там загарпунить рыбу.



Collapse )

Законы популярности

Сегодня в ТОПе пост bohemicusа Наташа Р. и Четвёртая Пентархия с любопытнейшим рассуждением:

Есть образы массовой культуры, одинаково узнаваемые и популярные практически в любой точке нашей планеты. Одноногий Джон Сильвер, носящий на плече попугая по имени Капитан Флинт. Д'Артаньян, привозящий королеве недостающие подвески. Скарлетт О'Хара, говорящая, что она никогда не будет голодать. Кларк Кент, превращающийся в Сурпемена в красно-синем костюме. Бекки Шарп, Робин Гуд, Роки Бальбоа, Бильбо Беггинс, Красная Шапочка, Пеппи Длинный Чулок, госпожа Бовари, граф Монте-Кристо, капитан Немо, Филип Марлоу, Джеймс Бонд etc - cотни вымышленых персонажей, имена которых вызывают одинаковые ассоциации в России и в Канаде, в Японии и в Аргентине.
Я не могу вспомнить среди них ни одного советского. Вы никогда не задумывались, почему Советский Союз, бывший одним из предельных воплощений массового общества, за 70 лет не создал в массовой культурe ни одного образа, популярного во всём мире? Hи в литературе, ни в кино. Разумеется, на внутреннем советском рынке было сколько угодно местночтимых героев, но мы говорим о стране, которая одно время контролировала полпланеты и, как принято считать, боролась за распространение своей идеологии на целый свет. Bо всемирной массовой культуре советские персонажи отсутствуют как категория.

Далее идёт уже не столь интересная политическая пропаганда, но это для любителей.
А вот первоначальный посыл (хотя приведённый набор литературных брендов у меня, например, вызывает определённые сомнения) заслуживает внимания сам по себе: ведь действительно - множество действительно и оригинальных (порой до экзотики), и колоритных, да просто интересных персонажей из советской литературы ни малейшего достойного массового отклика ни на Западе, ни на Востоке так и не нашли. Более того - они не сильно востребованы и новым российским поколением.

Сам автор ниже при обсуждении выдвигает своё объяснение этой аномалии (http://bohemicus.livejournal.com/100357.html?thread=19909125#t19909125):

Вот именно поэтому Джон Сильвер и д'Артаньян столь интересные и популярные поерсонажи. Это живые, правдоподобно описанные люди. Кстати, Шерлок Холмс в оригинале наркоман, а в самой успешной современной экранизации он социопат.
Нет ничего более заунывного, чем жития идеальных положительных героев. Читать о Фай Родис и Даре Ветре можно только в качестве наказания... Впрочем, и в качестве наказания нельзя - жестокие и необычные наказаня запрещены международными конвенциями.

Эта теория мне не кажется убедительной: в списке западных поп-героев вполне хватает и положительных (вплоть до "сахарности") персонажей, и - наоборот - в советских кино и литературе более чем достаточно злодеев и антигероев на все вкусы.
Поэтому, хочу предложить свою, вернее - совсем не свою, а Антон Палыча Чехова, но с которой солидарен.
Итак: "Пассажир 1-го класса".


Collapse )

Рассказ, конечно, подразумевает реальных людей, а не литературных персонажей, но, полагаю, трактовка популярности будет актуальной и тут.